Сегодня формируется новый потребитель, который не только смотрит на здание и квартиру, но и большое внимание обращает на функциональность. Это не просто предложения квадратных метров, но и соответствующие решения, связанные с проживанием, местом проведения свободного времени. Покупатель стал более практичным. Ему не всегда важна большая квадратура, сколько функционал, инфраструктура, архитектурные решения. К примеру, в нашем случае, комплексность застройки позволяет уделять особое внимание инфраструктуре.
С учетом опыта прошлого кризиса, покупателей волнует, будет ли достроен дом, подведут ли к нему коммуникации. Сегодня, покупатель предпочитает приобретать квартиры в завершенных строительством объектах с правоустанавливающими документами.
Вопросы нехватки парковочных мест и высокого автомобильного трафика
Вопрос высокого трафика и нехватки парковочных мест в Москве постоянно обсуждается на градостроительном совете в рамках развития города. Для мегаполиса это серьезная проблема.
Казалось бы, у застройщика есть два варианта решения. Первый – паркинги, но и в их строительстве есть существенные ограничения – в условиях сейсмичной зоны на паркинг ниже трех уровней нужно получить на порядок больше разрешений, а условия ЧС должны быть отражены в инженерном решении, что достаточно сложно совместить. В обязательно порядке проводится геология под фундамент. Заказать георазведку в компании “Пик Гео” можно как для крупных построек, так и для небольших строений.
Можно было бы строить вверх, но тогда один из домов превратился бы в автостоянку. Второй вариант – общее сокращение земли под дома и дворовую территорию, что расточительно.
Так как проблема глобальна, для ее решения следует выбрать долгосрочный, но эффективный путь. Я не скажу ничего нового. Ян Гейл, известный специалист в области решения проблем в мегаполисах, предложил концепцию «Город не для машин» – новый взгляд на культуру жизни в целом и автомобили в частности. Можно построить 50 ярусных автобанов, расширить улицы, превратить город в одну сплошную трассу. Однако машины всегда будут стоять по ширине улицы. Нужно не расширять их, не накалять сложившуюся ситуацию запретами, а развивать пешеходное движение, общественный и велотранспорт.
Какой класс жилья сейчас более востребован?
На бизнес и премиум-класс всегда не лавинообразный, а стабильный спрос. У комфорта и эконом класса есть подверженность к колебаниям. Здесь более выраженныйэмоциональный фон.
Может ли потенциальный покупатель рассчитывать на то, что цены снизятся в разы?
Факторов, способных снизить себестоимость, мало. Любое решение, которое может этому поспособствовать, связано с инвестициями, периодом окупаемости. Конечно, кризис прошлых лет, девальвация скорректировали цены, но средняя стоимость за 1 кв. м сильно не изменилась. Более того, практика на рынке недвижимости такова, что при кризисных явлениях цены на некоторые виды недвижимости напротив повышаются за счет снижения объемов строительства и, соответственно, уменьшения предложения.